Архитектурная судьба голландского зодчего Людвига Мис ван дер Рое была невероятно удачной. Работая в Германии, он создал немало интересных построек, и даже возглавлял Баухауз — ведущую школу дизайнерского образования в Германии 20-30-х годов. Позже в Америке он руководил архитектурным факультетом Иллинойского технологического института и создал своё направление в архитектуре небоскрёбов, которое назвали его именем. Мис ван дер Рое одним из первых применил стальной каркас и сплошной остекление в частной архитектуре (до этого стекло и металл в основном оформляли промышленные здания). Со стилем Миса связывают и появление европейского и американского минималистского интерьера, вернее тот его вариант, когда кажущаяся простота обстановки достигается точным математическим расчётом и дорогими материалами.
Минимализм, как принцип интерьерной декорации прослеживается у Мис ван дер Рое даже на уровне планировочной схемы. Мечтая о создании универсального интерьера, пригодного для многих случаев, он приходит к мысли никак не ориентированного пространства. В отличие от так называемых свободных планов, где большие взаимозаменяемые пространства свободно перетекают друг в друга, планы Миса поистине минимальны — это действительно одно большое неориентированное пространство. Универсальность его в том, что такая форма не следует функции, которая может со временем измениться (например, кухня станет гостиной или наоборот). Здесь функция приспосабливается к уже готовой форме (а что может быть совершеннее и универсальнее простого прямоугольника?).
Впечатление элегантности и небывалой роскоши этих полупустых пространств достигалось благодаря красоте материалов и точной выверенности архитектурных пропорций. Представьте огромное пространство, где кроме стен и колонн, расставленных на подиуме из травертина (известкового туфа) и нескольких кресел ничего нет. Однако этот, казалось бы, вполне аскетичный интерьер произвёл настоящую сенсацию на Барселонской выставке 1929 года. Необычным казалось само использование пустого павильона в качестве выставочной экспозиции. Поскольку именно павильон с его хромированными стальными опорами снаружи, плавно текущим, направляемым перегородками и подиумом пространством внутри и был этой экспозицией. Все отмечали ясную, почти классическую строгость пропорций и необыкновенную красоту материалов — травертина, зелёного мрамора, гармонирующих с серым и чёрным стеклом.
В конце тридцатых годов Мис переселяется в США. Здесь, благодаря свободному капиталу, высокоразвитым технологиям и достижениям инженерной мысли ему удаётся воплотить свою давнюю архитектурную фантазию — небоскрёб из металла и стекла. В пятидесятых стеклянные призмы в стиле Миса, отождествляемые с архитектурой большого бизнеса, будут возводиться не только в Америке, но и в Европе, иногда вопреки климатическим условиям и строительным возможностям.
Однако частные дома и их интерьеры оставались для Миса блестящей возможностью реализации своего архитектурного принципа, заключающегося в афоризме — «меньше значит больше». Действительно, его интерьеры вполне оправдывают утверждение, что минимальными средствами можно достичь максимальной выразительности. Стены, почти сплошь состоящие из стекла (за исключением небольшого цоколя в нижней части, где располагались трубы отопления и кондиционеры) сообщали интерьерам особую лучезарность и наполненность светом. И самое главное — прозрачность стен фактически нивелировала границу между внутренним пространством дома и окружающей его средой. Такой гармонии Мису удалось добиться в доме Фэрнсуорт — Хаус в Фокс-ривер, штат Иллинойс (1945-1950).
Часто в ансамбль входили специально для интерьера сделанные мебель и шёлковые занавеси. Как и интерьеры, мебель Миса всегда чрезвычайно проста и очень элегантна. В ней воплощались те же принципы достижения выразительности минимальными средствами. Достаточно вспомнить его кушетку на самобалансирующей конструкции. Такие конструкции из хромированных стальных трубок, изобретенные Хансом Арпом и Марселем Бройером, использовались в офисном оборудовании. Мис применил её для создания удобной домашней кушетки, восхитительный красный цвет которой сделал её произведением искусств.
Прозрачные, матовые, серые стёкла в сочетании с металлическим каркасом, полупустые пространства и дорогие материалы надолго определили интерьерный стиль Миса и разошлись в многочисленных подражаниях. Конечно, исключительная открытость интерьеров Мис ван дер Рое предъявляла особые требования к его владельцам. Наверное, поэтому современные архитекторы, сохраняя идею естественного света и единения с природой, предпочитают лишь частично остеклённые интерьеры. Однако и в этих просторных и светлых интерьерных декорациях прослеживаются всё те же принципы Миса «простота не проста» и «меньше значит больше».
Автор: Член Московского Союза дизайнеров | Член АИС (международной ассоциации искусствоведов) — Орлова Ольга Львовна.