Эти интерьеры можно увидеть на картинах «малых голландцев» Яна Стена, Габриэля Метсю, Вермера Делфтского. Безупречный графический узор из чередующихся чёрных и белых плиток на полу, преобладание строгих линий в отделке стен, широкие окна и добротная деревянная мебель оформляют небольшие камерные комнаты. И, наверное, не случайно строгая декорация, тишина и покой этих комнат сказались в первых, ещё не притязательных интерьерах строящегося Петербурга. Тогда, в начале XVIII века, следуя велению моды, голландские и фламандские сундуки, стулья с витыми ножками и столы с тяжёлыми шаровидными опорами проникли в русские дома и дворцы. Непременным атрибутом таких «голландских» интерьеров был фарфор, восточный или европейский. Пёстрые фарфоровые или фаянсовые китайские вазы размещались, как правило, на каминных полках и верхних крышках массивных комодов и шкафов. Блюда, висящие на шёлковых лентах, украшали стены, а в открытых полках теснились расписные тарелки.
Но все-таки по-настоящему голландскими считались комнаты, покрытые изразцовой бело-голубой плиткой. Мода на такие (отделанные голландской фаянсовой плиткой) интерьеры пришла в Россию из Европы. Дворцы Мюнхена, Дрездена, Варшавы настолько поразили Великое посольство Петра, что в продолжение ряда лет изразцовая отделка становиться чуть ли не самой популярной в русских домах. Помимо столовых и гостиных изразцами украшались кабинеты и спальни. Плитковый декор стен и потолка в сочетании с золочёными шляпками крепёжных гвоздей и белым лепным орнаментом способствовал созданию необычайно светлых и нарядных интерьеров. В холодной России скоро оценили и репрезентативную, и утилитарную стороны такого декора. Светлые блестящие, бело-синие плитки не только украшали стену, но и сохраняли тепло. Голландские изразцы декорировали комнаты зимнего и летнего дворцов Петра I, загородные резиденции и дома придворной знати — Меншикова, Апраксина, Шафирова. Мотивы росписей были чрезвычайно разнообразны. Плитки создавались тематическими сериями, для каждой комнаты своя. Особенно любимы были архитектурные пейзажи, пасторальные сценки, корабли и боты, моря—реки—каналы, всадники, библейские сюжеты. Печные изразцы расписывались так же, как и голландские облицовочные плитки — кобальтовыми красками по белому фону. Изразцовые печи, изготовлявшиеся на месте, в Петербурге, логично дополняли плитковые комнаты и кухни.
На фоне блестящей глазури плиткового декора массивные шкафы или ореховые остеклённые буфеты, в которых расставлялась посуда, смотрелись особенно внушительно. Кроме уже упомянутого фарфора, в ходу были оловянные блюда, кружки, бутыли с гравированным орнаментом. Серебристый цвет, отличные литейные свойства, податливость резцу и, заметим, несравнимая с серебром дешевизна содействовали популярности оловянной посуды. Хотя, конечно, нельзя было обойтись без серебряных кубков и начищенных до блеска медных котлов и жаровен.
Видимо, не случайно изразцовые интерьеры так ценились нашими соотечественниками. В них нашли выражения собственные русские представления о красоте и уюте. Конечное, сегодня спальная или столовая комнаты с плитковой декорацией выглядели бы несколько неуместно, но стильная «голландская» кухня, как и прежде, легко усваивается жилым пространством, каким бы современным оно не было. Чёрно-белый «шахматный» пол, белые гладкие, а лучше бело-голубые (плитковые или с обоями «под плитку») стены в сочетании с балочным потолком всегда создадут необходимый антураж, безошибочно узнаваемый.
Останется лишь заселить это пространство «голландскими» деталями. Кухню тёмного дерева (с фанеровкой под орех или дуб) найти сегодня не представляет никакой сложности. А «голландским» дополнением к такой кухне будут высокая шатровая вытяжка над плитой и ромбовидные уступчатые дверные филёнки шкафчиков. В открытые или остеклённые полки необходимо поместить фарфор. Кстати говоря, бело-голубой или бело-зелёный (чаще всего английский или китайский) «пейзажный» фарфор, продающийся сейчас в любом крупном магазине, как нельзя лучше впишется в этот интерьер. Останется только развесить по стенам декоративные блюда и в облике вашего жилья появиться особая законченность, столь характерная для уютного уголка в старинном европейском духе.
Автор: Член Московского Союза дизайнеров | Член АИС (международной ассоциации искусствоведов) — Орлова Ольга Львовна.