Стиль а ля Рюс…
Россия всегда была невероятной экзотикой для всего остального мира. Подлинный интерес к русской культуре, породивший феномен стилевого направления, называемого на французский манер «а ля рюс» не ослабевает вот уже в течение нескольких столетий. В этой связи можно вспомнить бесконечно переиздаваемые путевые заметки и дневники иностранных путешественников с описанием быта, обычаев и нравов русских. Настоящим бестселлером XVI века были «Записки о Московии» австрийского дипломата Зигмунда Герберштейна (вышедшие в Вене в 1549 г. и в течение 10-15 лет переизданные в переводе на итальянский, латинский и немецкий языки). Своеобразным памятником XVIII столетию в России с его дворцовыми интригами, блестящим двором и расцветом искусств стали дневники Якова Штелина. А уж на рубеже XIX и XX столетий русские заявили о себе сами. Тогда на западном рынке декоративно-прикладных искусств стали появляться вещи, созданные по эскизам «высоких» художников, но в традициях русских крестьянских ремёсел. Вновь проснувшийся интерес совпал по времени ещё и с дягилевскими оперными и балетными сезонами в Париже. Культурный натиск был столь силён, что немедленно «породил» моду на всё русское.
В русском стиле тогда работали мастерские Абрамцева под Москвой (имение промышленника и мецената Мамонтова) и Талашкина под Смоленском (имение княгини Марии Николаевны Тенишевой). Именно там замечательные художники — Рерих, Малютин, Елена Поленова, Врубель, Васнецов, работая с традиционными крестьянскими промыслами, создавали новый текстиль, мебель, посуду с русскими традициями и, выражаясь современным языком, новым дизайном. Например, царивший тогда модерн, диктовал цветовые пристрастия и поэтому столовое бельё (рушники, скатерти, салфетки), выходившее из ткацких мастерских Талашкина, сочетало в себе древние рисунки смоленских вышивальщиц и модную цветовую гамму — пыльно-сиреневый, табачный цвета, оттенки увядшей розы… Тут же можно вспомнить мебель, где резные птицы и подсолнухи на высоких спинках, мирно сосуществовали с мягкими сиденьями. И это логично. Рерих, например, проектировавший такие изделия считал, что крестьянская мебель не удобна, и нужно создавать образцы, ориентированные с одной стороны на исконные русские традиции, с другой — на современные представления о комфорте. В итоге все эти вещи — столовые гарнитуры, изразцовые печи, шитые скатерти и салфетки постоянно занимали первые места и золотые медали на ежегодных Парижских выставках декоративных искусств. Тот, появившийся в модерне, русский стиль и стал прообразом всех интерьерный декораций в духе «а ля Рюс». Эти интерьеры актуальны и сейчас, особенно если речь идёт о загородных домах, баньках, гостевых домиках… Декорации, в сущности, не сложные: дощатые полы с ткаными половичками-дорожками и балочные потолки с открытой фактурой дерева. Стены могут быть штукатуренными, открашенными в лёгкие, «весёлые» цвета, а могут быть бревенчатыми. На них — лубочные картинки или живопись в духе неопримитивизма с крестьянскими сценками. На резных полочках — ковши с росписью, берестяные туеса.
Непременный атрибут — печь-лежанка, накрытая пёстрым лоскутным одеялом или изразцовый камин. На блошиных рынках до сих пор можно найти большие кованые сундуки, приобрести коллекцию прялок или «антикварных» крынок, которые, несомненно, пригодятся в таком доме. Светильники лучше подобрать кованные или литые под состаренную бронзу. И главное, мебель в таких интерьерах должна быть либо авторской, специально изготовленной, либо тщательно подобранной с резными спинками, витыми ножками — балясинками. Совершенно не обязательно все эти предметы помещать в одно пространство. Для лёгкого намёка на русский стиль достаточно двух-трёх узнаваемых вещей. Примечательно, что для западного декоратора русский стиль — это не только эдакая деревенская старина. Под интерьером «а ля рюс» может пониматься всё что угодно — комнаты в духе Павловского классицизма или конструктивистские интерьеры, напоминающие эксперименты русского авангарда 20-х годов. Особенно популярен сейчас русский ампир, который до сих пор вдохновляет западных дизайнеров на создание оригинальных интерьерных декораций. Блестящее подтверждение тому — творчество француженки Бриджит Саби. Весной этого года её интерьеры «в русском духе» можно было увидеть в музее декоративно-прикладного и народного искусства на Делегацкой. Она использует всё, что отличало именно русскую версию этого стиля — мебель тёплых медовых оттенков карельской берёзы, малахитовые шкатулки и вазы, пёстрые шали с кистями, небрежно накинутые на раскидистые диваны. Её ампирные комнаты — одновременно роскошные и невероятно уютные — не что иное, как воспоминания о русской усадьбе начала XIX века.
Итак, с течением времени, увлечение экзотической северной стран, не только не проходит, но и приобретает черты своеобразного «собирательства», где в интерьеры «а ля Рюс» помещаются самые разнообразные вещи из различных эпох, объединённые только общей идеей. Мои собственные путешествия, так или иначе, подтверждают этот тезис. Я помню парижское кафе, где среди различных редкостей — африканских масок, китайских манускриптов и тому подобных вещей красовалась огромная дореволюционная карта России. Совершенно очевидно, что для хозяина заведения все эти вещи — предметное воплощение земель далёких и неведомых. А ещё был дом в Провансе, увешанный, уже ставшими антикварными, плакатами типа «Углубляй коммунистическое знание» и «Крепи смычку города и деревни» и всё это на фоне пурпурного бархатного знамени с золотыми кистями и шитьём «Вперёд до победы коммунизма». При этом хозяин дома вовсе не был апологетом коммунистической идеологии, просто наше советское «вчера» — для него такая же экзотика, как и всё русское (наряду с хохломскими ковшами, матрёшками и пузатыми бутылками с надписью «Водка»), щедро расставленное в этом интерьере. Так или иначе, интерес ко всему русскому остаётся. И, наверное, неважно уже, что берётся за основу интерьера » а ля Рюс» — старая, крестьянская, самоварная Россия, традиционная усадебная классическая или Россия советского времени… Важно, что есть оригинальность мышления, своеобразие культуры и исконные традиции, которые можно бесконечно варьировать для создания комнат в русском духе.
Автор: Член Московского Союза дизайнеров | Член АИС (международной ассоциации искусствоведов) — Орлова Ольга Львовна.